Косторезное искусство Чукотки
Интересное явление в разрезе изменения всего нашего общества от советского к какой-то новой свободной формации. Каждый, кто побывает здесь, считает своим долгом привезти на материк изделие из кости, причем никого не останавливает ни его фантастически огромная цена, ни непонятная художественная ценность. Много раз приходилось видеть, как потом грустно валяются эти клыки, позвонки, ушки и фаллосы на полках городских квартир, чтобы хоть изредка похвастаться гостям: “Это настоящее чукотское искусство, это сделали чукотские косторезы”. Тут предполагается, что все гости должны потерять сознание от экзотики и художественной ценности этих изделий, хотя понять и оценить стоимость этого произведения они не могут. В этой теме замешано так много компонентов, что несведущему человеку невозможно самому разобраться во всех тонкостях вопроса. И первое из важных понятий – является ли это вообще искусством и представляет ли какую-то художественную ценность в разрезе времени и культуры России, либо это простая этническая поделка на продажу туристам. Второе – хорошо ли иметь дома кости мертвого млекопитающего, которого очень часто и убили только из-за его клыков? Может быть, место им на берегу моря, где и умерло животное? Третье – сколько это может стоить, если это изделие выполнил необученный человек без профессионального художественного диплома на отдаленной окраине страны, и главное – кто оценил его? Четвертое – надо ли воспринимать эту землю и всю ее культуру только через призму национальной вышивки, резьбы по кости и шитья национальных костюмов? Может, все гораздо сложнее? Пятое – сделана ли эта вещь от души, есть ли в ней какой-то разговор с Богом, с силой, со знанием, или же авторов гонит вперед только жажда заработать денег, купить поесть? Из-за того, что в последние годы после возрождения Чукотки туда возрос поток – даже не туристов, их очень мало – а скорее высокопоставленных чиновников, сильно возросло производство костяных сувениров, и соответственно их цена. Мы наблюдали, как по удаленным селам, ветхим сарайчикам и городским квартирам сотни как старых и не совсем зеленых, так и очень зеленых, причем даже не чукчей или эскимосов, а русских, молдаван, украинцев кинулись на эту прибыльную жилу сувенирного производства. Люди строгают кость, как картошку, в невероятных количествах, только возмущаясь, что иногда перестают покупать. И при этом сама тема кости остается по взаимному договору со всех сторон запретной – ее не трогают, боясь за ранимые интересы малочисленных народов.
Кости везде. В музеях, в домах, в машинах, в мыслях, даже в переполненных мусорных баках.