, , Жизнь: Пресса и СМИ ___ Сергей Емец и студия "Свободный формат"

/ Жизнь / Пресса и СМИ       
Жизнь

Пресса и СМИ

Статьи и публикации в прессе

Свободный формат Сергея Емеца

Камчатская весна – 2008

Чукотка - территория красоты

Чукотка - территория красоты

Чукотка затянула нас. Интервью Наталии Яськовой с Сергеем и Еленой Емец.

Крайний Север глазами петербуржцев

Чукотские отражения

Выставка "Свободный формат"

Выставка-презентация фильма "Овал Сахалина"

Свободный формат - живопись, музыка, слово

Художник свободного формата

Презентация альбома живописных работ художника Сергея Емеца состоялась в Российско-немецком доме на Малой Пироговской

Сергей Емец заглянул за нарисованный очаг

Александр Петров
"Свободный формат Сергея Емеца"
Газета "Камчатское время", 23.04.2008

Когда в 1991 году художник Сергей Емец впервые побывал в творческой командировке на нашем полуострове, это стало для него потрясением.

"На Камчатке в тебе пробуждаетсю ощущение Земли, чувство мощи и неподвластной силы, которая поднимает километры грунта до самого неба, раскалывает и выплескивает себя ввысь. Эта великая сила плавит горы и ломает их, как шоколад. Она бросает вызов даже великому океану..." - записал Сергей в путевом дневнике. - "Человек отправляется в путь. Его зовёт туда Сила, и именно она всё устраивает. В один миг белый самолёт рассекает страну от запада на восток. Там его уже ждут: люди, которые пройдут с ним тысячи километров, собаки цвета ночи и сны у Тихого океана, ветер и глоток чистой воды из ручья, бездна под ногами и место для шага вперёд... Ждут корабли и снега на вершинах, лодка посреди изумрудной бухты и красная рыба в руках. Там есть всё: множество солнц и радуга в снежных пиках, заснувший вулкан и маленький костёр в самом сердце тайги. Есть заблуждение и истина, тревога и радость…"

Справка "КВ"

Сергей Емец родился в Ленинграде в 1965 году, в 1982 году поступил в институт имени Репина Российской академии художеств на архитектурный факультет. В 1987 году перевёлся на живописный факультет и в 1991 году закончил его.

Будучи студентом, начал Сергей свои путешествия по стране: в 1987 году - по средней полосе России (Торжок, Осташков, Тверь), с 1987 по 1989 годы он открыл для себя Урал, Сибирь и Приморье, в 1990 - Сахалин и Курилы, а в 1991 - Камчатку.

В 1999 году Сергей Емец совершил открытие в области живописи - свободный формат, картины непрямоугольной формы.

- Предложение изменить форму картины идёт не от желания изменить хоть что-нибудь и во что бы то ни стало. Это результат многочисленных поездок по Камчатке, Сахалину и всему Дальнему Востоку, - говорит Сергей. - Это анализ сотен этюдов, написанных прямо с натуры, это наблюдение потоков энергии природы и того, как наш глаз продвигается в пейзаже. В итоге изменится наш подход, который даст нам великую силу ПОЛЁТА НАДо ВСЕМ.

Форма картины может быть образом и символом художественного произведения, дополнять и усиливать впечатление зрителя, тем самым превращается в ещё один мощный инструмент художника, для которого шкура медведя становится картой, ведущей в его путешествие. Кусочки пейзажей в чёрной густой шерсти стали глазами медведя, его сердцем, его жизнью и воздухом, его холодом снега под когтистыми лапами и кровью его смерти. Он там везде: в этой ночи, в этих звездах и дальних огоньках кораблей, водопадах, неведомой жизни заснувших вулканов и поведении этого странного существа - человека. Обо всём этом может рассказать шкура медведя над нашей кроватью - карта Камчатки, такая же тёмная, таинственная и неизвестная.

Любой, кто сталкивался вжизни с задачей отображения мира, будь то фотография, кино, видеосъёмка, живопись или рисунок, вынужден решать задачу помещения увиденного в рамочку прямоугольного формата. Для решения всех композиционных задач от автора всегда требовалось чем-то жертвовать, а иногда откровенно менять увиденное. Все художники предыдущих поколений пытались решить свои композиционные задачи только в русле традиционной теории композиции.

Если мы будем продолжать движение по проторенному пути, всякий раз, как и наши предшественники, будем бессильны, когда пейзаж перед нашими глазами будет настолько прекрасен, пространственен и огромен. Мы сможем взять только маленький фрагмент, а дальше остается на словах рассказать зрителям, как прекрасно и замечательно было вокруг.

Используя принцип свободного формата, мы, напротив, сможем показать зрителю ВСЕ, что так потрясло, и то, что запомнилось в реальности.

Cвободный формат

Концепция свободного формата в изложении Сергея Емеца проста: прямой угол - только привычная точка фиксации нашего сознания, нашего прямоугольного взгляда на мир. Это дань традиции глядеть на мир через квадрат абстрактного окна, наша привычка смотреть. Смотреть, а не видеть. Она навязана нам веками, навязана с самого рождения. Мы не задумываемся, почему в жизни чувствуем и видим свободно и непредсказуемо, а в картине заключаем это в определённые рамки. Если проанализировать, можно заметить, что внутри квадратного формата взгляд движется по определённой траектории, которая полностью предсказуема. Это знание лежит в основе современной теории композиции.

Свободный формат сегодня - запатентованный творческий метод: Сергей не просто открыл золотоносную жилу, но и застолбил её. Летом прошлого года он вместе с женой - искусствоведом Еленой ещё раз приехал на Камчатку, чтобы снова ощутить здешнюю силу земли.

Шаги по "странному месту"

- Когда путешествуешь по Камчатке, часто вспоминаешь слова Виктора Цоя, в которых сконцентрировались предчувствие и действительное знание об этой земле нашей детской мечты. Для него Камчаткой стала котельная, мне его Камчатка, спустя годы, помогла найти собственную. Когда я поднялся к вершинам горной Камчатки, то не нашёл лучших слов для названия, чем "странное место". За несколько часов жаркий июль сменился солнечным, полным снега и льда январем, перепутав тем самым времена года. Ты неожиданно шагнул на прошлогодний снег и вспомнил прошедшую зиму, - рассуждает Сергей Емец. - Этот снег уже шёл, а ты в своем Ленинграде даже не предполагал, что придётся слепить снежок из камчатского снега: спустя полгода, в середине лета. Этой встречей начинается соединение лета и зимы, весны и осени - всех времен года. Ты сбегаешь по снежному склону, останавливаешься у края льда и сразу попадаешь в апрель. Из-под снега, прижатые к самой земле, тянутся веточки ольхи с набухшими почками. Ты делаешь шаг, и они начинают распускаться: приходит май, ещё шаг - июнь. Рядом начинается другая гора, раскрашенная золотистой светлой охрой. Она вся покрыта дымками от маленьких гейзеров, а из неё вытекают горячие ручьи. Ноги в летних кедах мерзнут от долгого спуска по склону льда, и я направляюсь на горячую гору, снимаю обувь и сажусь на теплую землю. Ледяные склоны несут холодный вечерний воздух, а я ощущаю, как подо мной проходит горячий коридор до самого центра той земли, которая согревает меня на этом небольшом привале... Я разглядываю причудливую клинопись проталин: в ней есть круги, звери, стрелы и лица. Она, как записка, оставленная для меня сотни лет назад в этом неожиданном месте... Тогда я начинаю понимать истину и видеть в иероглифах свою будущую жизнь, как будто я шел тысячи километров, чтобы найти это место, почувствовать великую силу земли и ощутить главный толчок духа. Когда исчезли последние сумерки, я надел сухие кеды, встал и начал свой обратный путь. Горячая гора как будто светилась на темном вечернем небосклоне, и, обернувшись в последний раз, я подумал: "странное место"...

Край воды

"Что такое свободный формат, может представить себе только тот, кто стоял у берега северного моря и смотрел на плавно загибающийся вверх край воды. Кто, прошагав без отдыха энное количество километров по тайге, вышел к реке, дырявым, как сыр, серо-зеленым скалам (за дырами - пустота, темнота и кусочек вселенной), лимонно-жёлтому (где ты, Рокуэлл Кент?) закату, который цветёт почему-то не на небе, а совсем наоборот - под ногами. Голова слегка кружилась от этого природного самоуправства: а нам говорили, что Земля - круглая, а небо - синее. Как бы не так…"

Эти слова написала о живописи Сергея Емеца поклонница его творчества Ольга Александрова.

"Ещё нам говорили, что квадрат... простите, прямоугольник есть оптимальная форма для живописного полотна. Емец, конечно, далеко не первым из художников понял, что в прямоугольнике жить тесно. Правда, рвать в клочья традицию он не стал: совместил дизайнерский подход к живописи (чтобы украшала) с подходом картина-не-для-интерьера. Форма у него стала частью содержания. Кто захочет - может любоваться причудливыми, почти ювелирными силуэтами его картин: полукруглыми, овальными, треугольными... А кто-то сочтёт, что Емец старается уйти от оформительства, а его "Шкура медведя" (она же - "Карта Камчатки") - большой северный пейзаж, немножко отдающий сюрреализмом.

На самом деле Емец ничего не изобретал. Он просто отсёк все лишнее от сумеречной реальности зачарованной тайги. В "дыры" на его полотнах очень хочется заглянуть. Буратино, помнится, тоже порывался залезть в нарисованный очаг. Там, за плоскостью, если помните, обнаружилась дверца... Емец знает, как открыть эту дверь…"

"Камчатские впечатления"

Выставкой Сергея Емеца "Камчатские впечатления" 10 апреля в Камчатском областном художественном музее открылся краевой фестиваль искусств "Камчатская весна-2008". На выставке играл скрипач Лев Зиневич, выступили танцоры-аборигены, тёплые слова сказали местные коллеги художника.

Жизнь
О студии
События
Пресса и СМИ
Гостевая книга

Творчество
Живопись
Фото
Альбомы
Фильмы
Футболки


 

Свободный формат
Концепция
Возможности
Воплощение
Home
Авторы
Сергей Емец
Елена Емец
Людмила Еремина
Жизнь
О студии
События
Пресса и СМИ
Гостевая книга
Творчество
Живопись
Фото
Альбомы
Фильмы
Футболки
География
Чукотка
Сахалин
Камчатка
Командорские о-ва