Прямой угол - это только привычная точка фиксации нашего сознания, нашего прямоугольного
взгляда на мир. Это дань традиции глядеть на мир через квадрат абстрактного окна, это наша привычка смотреть.
Смотреть, а не видеть.
Она навязана нам веками, навязана с самого рождения. И мы не задумываемся, почему в жизни
мы чувствуем и видим свободно и непредсказуемо, а в картине заключаем все это в определенные рамки.
Если проанализировать это, то можно заметить, что внутри квадратного формата взгляд движется по определенной
траектории, которая полностью предсказуема. Это знание лежит в основе современной теории композиции.
Предложение изменить форму картины идет не от желания изменить хоть что-нибудь и во что бы то ни стало -
это результат многочисленных поездок
по Камчатке, Сахалину и всему Дальнему Востоку. Это анализ сотен этюдов, написанных прямо с натуры -
это наблюдение потоков энергии природы и того, как наш глаз движется в пейзаже.
Когда мы в природе и не фиксируем на ней своего внимания, мы знаем,
что и за нашей спиной тоже есть пейзаж, и мы его тоже видим. Видим каким-то шестым чувством,
мы его «слышим» и знаем, какой он есть.
Мы находимся под куполом неба.
Нам хочется удивиться и рассказать о заливе и о горах, о теплом песке под ногами,
о ярком солнце в небесах. Но формат не позволяет. Надо выбрать что-то одно, заключить его в квадрат,
тем самым рассказав только о фрагменте. Именно в этот момент предлагается изменить привычное решение
и рассказать обо всем сразу. Одно это способно изменить законы внутри картины - именно изменить, а не разрушить.
ИЗМЕНИТЬ в сторону большей свободы, а значит, точности и правдивости. Это не значит, что мы выступаем
за отмену квадратного формата, наоборот, пусть он работает там, где и должен работать - в нашей повседневной жизни;
в глубине наших городов, в наших домах, на наших улицах.
Но в тот момент, когда художник почувствует, что ему
узко в обычных рамках, он может все изменить. Внутри все останется точно таким же - там будет воздух
и гармоничное пространство, живопись теплых и холодных, останется смысл и сюжет.
Изменится наш подход, который даст нам великую силу ПОЛЕТА НАД ВСЕМ.