Под таким названием открылась выставка живописных работ Сергея Емец в одном из залов
Эгвекинотского районного краеведческого музея. Ее презентация состоялась в воскресенье,
20 июня 2004 г., и гостями московского художника стали эгвекинотские любители искусства -
работники районной администрации, сотрудники музея, издательства "Крайний Север",
школы искусств, коммерсанты и творческая молодежь.
Директор ЭРКМ Татьяна Папунова представила собравшимся супругов Сергея и Елену Емец,
их удачно состоявшийся союз художника и искусствоведа. Подробнее остановилась на примечательных моментах
жизни Сергея, предшествовавших этой первой передвижной выставке на Чукотке... То, что представлено на выставке,
и есть отголоски впечатлений от природы самой Чукотки, того, что выхватил взгляд художника
из бесконечного "тягучего" чукотского пейзажа. Это всего лишь осколки воспоминаний об увиденном
и пережитом летом 2003 года.
Презентация была интересна и тем, что зрителям был предложен просмотр альбома с репродукциями картин,
видеофильм "Овал Сахалина", ставший результатом неоднократных поездок на этот остров.
Любители фотографии с интересом рассматривали на дисплее меняющиеся фотовиды чукотской природы,
выполненные самим художником.
Немаловажно было и то, что тут же, в непринужденной обстановке, у какой-либо вызвавшей интерес
картины или у фуршетного столика можно было побеседовать с самим художником и искусствоведом,
получив доступные и исчерпывающие ответы и пояснения.
Сам художник признался, что весь год он вспоминал Эгвекинот, впечатления, полученные здесь,
и "маленькие кусочки" просторов тундры:
- Для нас, жителей Петербурга и Москвы, это другой мир, другая территория, которая живет по своим законам.
В этой природе, климате, взаимоотношениях есть своя необычная, притягательная сила.
И эта выставка - первое впечатление о природе Чукотки, которое можно обобщить названиями
"Чукотские отражения" и "Осколки чукотского пейзажа".
И действительно, проходя по залу, всматриваясь в картины, посетители ощущали "Прозрачный воздух осени",
им казались близкими, узнаваемыми, трогали душу и сердце пейзажи "Мыс Опасный",
"Северный полярный круг", "Высокогорная тундра", "Чукотка", "Покидая Эгвекинот".
Особое внимание привлекали работы, выполненные в необычном, свободном формате.
Думаю, художнику в какой-то степени интересно мнение посетителей - его картины не только способ самовыражения,
но и способ общения с окружающим миром, людьми. А у них впечатлений и желаний высказаться было много.
Приведем лишь некоторые.
Сергей Титаренко, бухгалтер ООО "Антарес", г. Анадырь:
- Увиденное мною в природе Чукотки созвучно с содержанием картин художника,
в них есть какой-то момент медитации, когда как бы растворяешься в пейзаже,
и он выплескивает на тебя положительную энергетику пространства, которая действует успокаивающе,
заставляет вспомнить, что помимо ежедневной суеты есть что-то хорошее, доброе, вечное...
Хочу пожелать Сергею, чтобы он приезжал сюда, чтобы рос его творческий потенциал,
и наша администрация пристальнее присмотрелась к творчеству художника.
Свободный формат хорош тем, что можно писать не только на холсте, но и на кусочках кожи,
камнях, многие их которых уже сами по себе являются примечательными,
а приложение рук художника их одухотворяет.
Георгий Семенов, член Союза Художников, директор Эгвекинотской районной школы искусств:
- Выставка замечательная. Все эти живописные работы этюдного характера, но прекрасные, живые, колоритные.
Форматы небольшие - дорожный, передвижной вариант. Но я видел и основные работы крупного формата,
которые впечатляют. Что еще хочу сказать: это героический образ жизни - ездить по Сахалину, Камчатке, Чукотке.
Художник охватил весь Дальний Восток. В его работах видны образы и чувствуется своеобразие природы
каждого этого региона.
Валентина Мосолова, научный сотрудник музея:
- Выставка нравится. Сама я вообще рисовать не умею, но живопись люблю...
Особенно мне понравилась, как передана красота осенних сопок. Интересны работы в свободном формате.
Эта выставка, по-моему, необычна и ценна тем, что выражает своеобразный взгляд художника со стороны,
Чукотка раскрывается в несколько другом ракурсе, взором человека, вновь посетившего ее.
Супруги Смолкины, Михаил и Лариса:
- Очень понравился новый подход - те картины, которые не выдержаны
в строгих геометрических формах - свободный формат. Удачно схвачены и переданы краски чукотской природы,
ее различные состояния и настроения. Сам художник очень интересный человек, коммуникабельный,
открытый для обмена информацией. С удовольствием дает пояснения по любой картине.
Из его рассказов мы поняли, что рождению каждого пейзажа предшествовали какие-то особые события,
была своя подоплека. Остается сожалеть, что представлен только дорожный вариант картин...
Презентация хорошо организована: можно посмотреть фильм, альбомы, фотографии,
пообщаться с художником и его женой-искусствоведом. Хотелось бы еще раз встретиться
с этой творческой парой, увидеть новые работы. Мы желаем им новых открытий и удач.
Леонид Башинский, техник-авиатор:
- Многое понравилось, но не все. Радует то, что изображено в реальных, узнаваемых чертах,
а также пейзажи в необычных формах. Не нравится некий стиль, напоминающий искусство Рериха.
Потому что у Рериха есть дух, но не дух Божий: сколько я его живопись не смотрю,
она не вызывает восхищения - отсутствие полутонов, резкие черты привлекают, но не восхищают.
Я человек православной веры, и меня не восхищает то, где не ощущается Дух Божий.
Очень интересен альбом, в нем меня тронули многие размышления автора.
Из пейзажей особенно понравилась овальная картина "Чукотское окно",
она как бы приподнимает над миром душу, и рядом с ней ты чувствуешь себя возвышенно.
И очень четко, реально схвачена Чукотка такой, какой она видна из иллюминатора.
Сергей Ярцев, инженер-гидролог:
- Мое впечатление, что мало оптимизма и теплоты. Мне ближе по душе более светлые,
более радостные пейзажи, как у Светланы Разумовой. Эти же картины мне напоминают яркую живопись Рериха.
Я воспринимаю Чукотку, где она написана более теплой. А здесь, несмотря на яркие краски,
во всех картинах присутствует ощущение холода. Но надо сказать, что вся природа реальна,
узнаваема и близка, особенно "Мыс Опасный", "Прозрачный воздух осени"
в районе старого аэродрома на восточном берегу бухты Эгвекинот.
Интересен, безусловно, "Эгвекинотский распадок".
Вообще, я считаю, чтобы увидеть Чукотку сердцем, надо здесь пожить...
А общее впечатление от выставки - великолепное. Художник интересный, решения неожиданные, своеобразные.
Так впечатлила живопись С. Емеца первых посетителей выставки. А мне, кстати, вспомнились слова художника
из недавней беседы, которые как бы обобщают и подводят итог презентации:
"Нас волнует Край Земли - Сахалин, Камчатка, Чукотка - девственный, чистый мир,
не тронутый наслоением различных культур цивилизации, где и жизнь,
и картину можно начинать и писать заново, с чистого холста. Прошлым летом мы приезжали на Чукотку
за первыми впечатлениями. Первое знакомство с Эгвекинотом, его людьми и природой состоялось в августе,
когда тундра уже была расцвечена самыми яркими красками. Этот неповторимый осенний колорит
преобладает во многих пейзажах, которые мы привезли на первую выставку.
Она как праздник цветового богатства чукотской природы,
которая на первый взгляд может показаться монотонной и мрачной.
Здесь отразились многие впечатления о природе, увиденной в походах по побережью за мидиями,
на Вторую Косу, в распадок, где протекает ручей Изыскательский, во время прогулки на катере.
Цель этой новой поездки - познакомить любителей искусства с нашим взглядом на Чукотку,
увидеть торжество цветущей тундры, обогатить свои впечатления для продолжения творческой работы.
Мы благодарны всем, кто оказывал содействие в организации интересных поездок и помогает нам сейчас."