...И сразу любовь
Первая поездка на Чукотку летом 2003 года у столичного художника Сергея Емец и его жены -
искусствоведа Елены - не была запланирована заранее. Собирались они на Сахалин, где уже бывали,
но поступило приглашение приехать на Чукотку, и они его приняли.
- А теперь чувствуем, что Чукотка основательно нас затянула, - сказал Сергей буквально
в самом начале нашего разговора.
- Хотя, в принципе, по Дальнему Востоку мы поездили уже много: и Курилы, и Камчатка, и Сахалин,
- включилась в разговор Елена.
- А почему именно Дальний Восток?
- Я думаю, что это было правильное решение, потому что Дальний Восток - это другая страна, - пояснил Сергей. -
И по энергетике другая, чем та, континентальная часть. Для художника, мне кажется, это лучшее место.
Такой рабочий материал! Вот за этим и приехал.
- И какое из мест было первым?
- Южно-Сахалинск, 1989 год. И тоже затянуло. Потом выставки начались.
- А как в центре воспринимают работы, которые отражают Дальний Восток?
- К сожалению, особого интереса нет. Скажем, просто изобразительные работы, например, пейзажи Билибино,
не столь интересны в Москве или в Питере.
- Там людям сложно понять здешние краски, природу, потому что они просто не имеют представления о том,
что такое тундра или тайга золотая. И они не воспринимают эту красоту, - добавляет Елена.
- Что же там пользуется спросом?
- На разных уровнях по-разному. Скажем, то, что здесь проходит у художников, там не пройдет никоим образом,
и бесполезно везти билибинских художников в Москву, это будет провал.
Но если это как-то сочетать с этнографией, фотографиями... В общем, полный мир надо везти, срез...
- Чтобы вводить зрителя постепенно в этот мир, не похожий ни на что из привычного, и в принципе,
совершенно для него чуждый.
- Такова как раз концепция выставки "Чукотка - территория красоты", которую мы организуем в декабре этого года в Москве.
Там будет немного археологии, немного этнографии, плюс еще рассказ об этом, плюс этнографический ансамбль танца.
Только так можно привлечь внимание столичных жителей.
На что способна красота
Вообще, разговор с Сергеем и Еленой я планировала начать с другого: ведь встретились мы накануне
Международного дня красоты, отмечаемого именно сегодня, 9 сентября,
а с кем говорить о красоте, как не с художниками? Поэтому с разговора о Чукотке я попыталась перевести
беседу на философскую тему "Что есть красота?" Однако, забегая вперед, скажу, что это мне удалось не вполне:
мы вновь и вновь возвращались к тому, с чего начали.
- Тема "Красота спасет мир" уже как-то зависла у всех в голове.
Но, конечно, она никого и ничего не спасет в глобальном смысле, как из этого пытаются сделать эдакий бренд.
Я думаю, что красота - это энергия, правильно увиденная. Ее надо увидеть, выхватить, унести с собой.
По моему мнению, должны быть люди в обществе, скажем, художники, для которых это должно быть работой.
Они должны стремиться видеть красоту, учиться ее видеть, потому что это не факт:
если ты художник, то ты ее видишь, - высказал свою точку зрения о красоте Сергей.
- У природы нет плохой погоды, и все же, какое время года больше соответствует Вашему понятию красоты?
- Сюда, в Билибино, мы рвались именно на осень, потому что она здесь гарантированно красива.
Но в этом году мы все времена года посмотрели, мы хотели приехать рано, чтобы застать снег, лед.
Потом со льда все коловоротом переходило сразу в лето, потом грибы начались, ягоды.
И вот мы уже и первый снег застали. И как раз у нас появилась идея такая - сделать разворот:
из зимы в лето, из лета в зиму.
- Да, за четыре месяца у нас можно пережить все четыре времени года.
- И это воздействует на человека, на его психику. Потому, что от этой быстроты теряешь ориентир,
где ты находишься, в каком времени, и все равно не верится, что через две недели здесь уже может начаться зима.
- И все же, что вам ближе?
Елена: Я люблю осень. По цветовому наполнению, по ярким краскам.
Поэтому очень хотелось поехать туда, где есть деревья, чтобы ощутить настоящую осень на Чукотке.
Чукотка вообще везде очень разная, в каждом районе своя специфика.
Даже тундра в разных местах совершенно разная, как выяснилось.
Мы уже даже начали в ней разбираться: кочкарная она, или не кочкарная.
Сергей: Я сейчас ровно отношусь к этому. Мне больше нравится смотреть, как одно перетекает в другое.
Потому что на самом деле и зима красива, и лето... А вот на стыке перехода из одного времени в другое
и происходят какие-то наиболее красивые вещи.
Бросить бы все и рвануть... на Дальний Восток
- Зацепила вас Чукотка, Сахалин, а что еще? Какие планы?
- Мы не нормальные люди, мы думаем, что может, вообще стоит изменить жизнь и уехать на Дальний Восток.
Все вроде, наоборот, рвутся в Москву, а мы - из Москвы уехать. На тот же Сахалин, на Камчатку.
А вообще цель у нас - как можно чаще выезжать куда-то. Вот сейчас мы уже полгода в дороге,
дальше - больше, больше, больше.
- Кроме российских просторов, где-то еще бывали?
- Мы бывали и за границей, но это, в основном, отдых. Страшно сказать, но в плане творчества нас не прельщает
и не интересует Европа, то есть то, отчего люди в восторге, например, Париж, Италия, - нас не греют.
Если просто поехать отдохнуть, поплавать в море, как на Кипре - это замечательно,
но рисовать там вообще ничего не хочется. В прошлом году мы вместо Италии поехали на Чукотку.
Но это - мы, нам все эти наслоения цивилизации там уже не интересны, а здесь - свободная земля.
Я так называю Дальний Восток. Здесь другой тип отношений, другие люди.
- Когда я знакомилась с вашей брошюрой "Свободный формат", то почему-то так и не смогла представить
в этом формате пейзажи центральной России, а для нас это - очень гармонично.
- И натолкнул на эту идею как раз Дальний Восток. Потому что здесь такое тягучее пространство -
перевалы, долины, пейзажи. Они не компонуются в квадрат. Я сейчас снимаю их на фотокамеру
и делаю серию или панораму, потому что они не вмещаются в маленький глазочек фотоаппарата.
И это, повторю, натолкнуло создать свободный формат, т.е. вырезать такой формат, который нужен.
Я хотел бы сделать серию о Билибино в свободном формате и в марте будущего года привезти
эти работы сюда на большую выставку.
Тандем
- Елена, ты как искусствовед, каким образом помогаешь Сергею в его творческой деятельности?
Темы для картин не подсказываешь?
- Мы выпустили совместный альбом, в котором присутствуют не только картины,
но и рассказы, в которых мы в слове облегчаем для зрителя восприятие картины.
Натолкнуло на эту идею то, что в нашей мастерской всегда было очень много людей,
и Сергей рассказывал всем, как делалась та или иная картина, что подразумевалось.
И мы решили делать к картинам комментарии, но не чисто искусствоведческие,
а больше раскрывающие смысл картины.
Тексты мы писали вместе, причем где-то в течение пяти лет: то есть мы писали, откладывали,
потом исправляли, редактировали... И делали что-то похожее на белый стих, на маленький рассказ.
Практика показывает, что это очень помогает людям: на наших выставках мы вывешиваем
эти тексты рядом с картинами, и они становятся как бы дверцей в картины.
Иногда люди даже переписывают наши рассказы.
Возвращаясь к началу разговора: высечь искру в людях в Москве очень непросто,
Москва - это хаос, безумие, движение, люди забегают на выставку, пробегают по залам.
И наша задача - остановить их на секунду, чтобы они подошли к картине, задумались,
и что-то раскрыли, в себе в первую очередь. Тогда есть смысл.
- Подводя итог нашего разговора: вы удовлетворены тем, что здесь увидели,
тем, что вы наработали в этот приезд на Чукотку?
- В этом году мы поработали еще более плодотворно. У нас и времени было больше,
и мы больше районов посмотрели. То есть сейчас это не конец, а начало всего.