Когда в 1991 году художник Сергей Емец впервые побывал в творческой командировке
на нашем полуострове, это стало для него потрясением.
"На Камчатке в тебе пробуждаетсю ощущение Земли, чувство мощи и неподвластной силы,
которая поднимает километры грунта до самого неба, раскалывает и выплескивает себя ввысь.
Эта великая сила плавит горы и ломает их, как шоколад. Она бросает вызов даже великому океану..."
- записал Сергей в путевом дневнике. - "Человек отправляется в путь. Его зовёт туда Сила,
и именно она всё устраивает. В один миг белый самолёт рассекает страну от запада на восток.
Там его уже ждут: люди, которые пройдут с ним тысячи километров, собаки цвета ночи и сны
у Тихого океана, ветер и глоток чистой воды из ручья, бездна под ногами и место для шага вперёд...
Ждут корабли и снега на вершинах, лодка посреди изумрудной бухты и красная рыба в руках.
Там есть всё: множество солнц и радуга в снежных пиках, заснувший вулкан и маленький костёр
в самом сердце тайги. Есть заблуждение и истина, тревога и радость…"
Справка "КВ"
Сергей Емец родился в Ленинграде в 1965 году, в 1982 году поступил в институт
имени Репина Российской академии художеств на архитектурный факультет.
В 1987 году перевёлся на живописный факультет и в 1991 году закончил его.
Будучи студентом, начал Сергей свои путешествия по стране: в 1987 году -
по средней полосе России (Торжок, Осташков, Тверь), с 1987 по 1989 годы
он открыл для себя Урал, Сибирь и Приморье, в 1990 - Сахалин и Курилы,
а в 1991 - Камчатку.
В 1999 году Сергей Емец совершил открытие в области живописи - свободный формат,
картины непрямоугольной формы.
- Предложение изменить форму картины идёт не от желания изменить хоть что-нибудь и во что бы то ни стало.
Это результат многочисленных поездок по Камчатке, Сахалину и всему Дальнему Востоку, - говорит Сергей.
- Это анализ сотен этюдов, написанных прямо с натуры, это наблюдение потоков энергии природы и того,
как наш глаз продвигается в пейзаже. В итоге изменится наш подход,
который даст нам великую силу ПОЛЁТА НАДо ВСЕМ.
Форма картины может быть образом и символом художественного произведения,
дополнять и усиливать впечатление зрителя, тем самым превращается
в ещё один мощный инструмент художника, для которого шкура медведя становится картой,
ведущей в его путешествие. Кусочки пейзажей в чёрной густой шерсти стали глазами медведя,
его сердцем, его жизнью и воздухом, его холодом снега под когтистыми лапами и кровью его смерти.
Он там везде: в этой ночи, в этих звездах и дальних огоньках кораблей, водопадах,
неведомой жизни заснувших вулканов и поведении этого странного существа - человека.
Обо всём этом может рассказать шкура медведя над нашей кроватью - карта Камчатки,
такая же тёмная, таинственная и неизвестная.
Любой, кто сталкивался вжизни с задачей отображения мира, будь то фотография,
кино, видеосъёмка, живопись или рисунок, вынужден решать задачу помещения увиденного
в рамочку прямоугольного формата. Для решения всех композиционных задач от автора
всегда требовалось чем-то жертвовать, а иногда откровенно менять увиденное.
Все художники предыдущих поколений пытались решить свои композиционные задачи
только в русле традиционной теории композиции.
Если мы будем продолжать движение по проторенному пути, всякий раз,
как и наши предшественники, будем бессильны, когда пейзаж перед нашими глазами
будет настолько прекрасен, пространственен и огромен.
Мы сможем взять только маленький фрагмент, а дальше остается на словах рассказать зрителям,
как прекрасно и замечательно было вокруг.
Используя принцип свободного формата, мы, напротив, сможем показать зрителю ВСЕ,
что так потрясло, и то, что запомнилось в реальности.
Cвободный формат
Концепция свободного формата в изложении Сергея Емеца проста:
прямой угол - только привычная точка фиксации нашего сознания, нашего прямоугольного взгляда на мир.
Это дань традиции глядеть на мир через квадрат абстрактного окна, наша привычка смотреть.
Смотреть, а не видеть. Она навязана нам веками, навязана с самого рождения.
Мы не задумываемся, почему в жизни чувствуем и видим свободно и непредсказуемо,
а в картине заключаем это в определённые рамки. Если проанализировать, можно заметить,
что внутри квадратного формата взгляд движется по определённой траектории,
которая полностью предсказуема. Это знание лежит в основе современной теории композиции.
Свободный формат сегодня - запатентованный творческий метод: Сергей не просто открыл
золотоносную жилу, но и застолбил её. Летом прошлого года он вместе с женой - искусствоведом Еленой
ещё раз приехал на Камчатку, чтобы снова ощутить здешнюю силу земли.
Шаги по "странному месту"
- Когда путешествуешь по Камчатке, часто вспоминаешь слова Виктора Цоя,
в которых сконцентрировались предчувствие и действительное знание об этой земле
нашей детской мечты. Для него Камчаткой стала котельная, мне его Камчатка, спустя годы,
помогла найти собственную. Когда я поднялся к вершинам горной Камчатки,
то не нашёл лучших слов для названия, чем "странное место".
За несколько часов жаркий июль сменился солнечным, полным снега и льда январем,
перепутав тем самым времена года. Ты неожиданно шагнул на прошлогодний снег
и вспомнил прошедшую зиму, - рассуждает Сергей Емец. - Этот снег уже шёл, а ты в своем Ленинграде
даже не предполагал, что придётся слепить снежок из камчатского снега: спустя полгода, в середине лета.
Этой встречей начинается соединение лета и зимы, весны и осени - всех времен года.
Ты сбегаешь по снежному склону, останавливаешься у края льда и сразу попадаешь в апрель.
Из-под снега, прижатые к самой земле, тянутся веточки ольхи с набухшими почками.
Ты делаешь шаг, и они начинают распускаться: приходит май, ещё шаг - июнь.
Рядом начинается другая гора, раскрашенная золотистой светлой охрой.
Она вся покрыта дымками от маленьких гейзеров, а из неё вытекают горячие ручьи.
Ноги в летних кедах мерзнут от долгого спуска по склону льда, и я направляюсь на горячую гору,
снимаю обувь и сажусь на теплую землю. Ледяные склоны несут холодный вечерний воздух,
а я ощущаю, как подо мной проходит горячий коридор до самого центра той земли,
которая согревает меня на этом небольшом привале...
Я разглядываю причудливую клинопись проталин: в ней есть круги, звери, стрелы и лица.
Она, как записка, оставленная для меня сотни лет назад в этом неожиданном месте...
Тогда я начинаю понимать истину и видеть в иероглифах свою будущую жизнь,
как будто я шел тысячи километров, чтобы найти это место,
почувствовать великую силу земли и ощутить главный толчок духа.
Когда исчезли последние сумерки, я надел сухие кеды, встал и начал свой обратный путь.
Горячая гора как будто светилась на темном вечернем небосклоне,
и, обернувшись в последний раз, я подумал: "странное место"...
Край воды
"Что такое свободный формат, может представить себе только тот,
кто стоял у берега северного моря и смотрел на плавно загибающийся вверх край воды.
Кто, прошагав без отдыха энное количество километров по тайге, вышел к реке,
дырявым, как сыр, серо-зеленым скалам (за дырами - пустота, темнота и кусочек вселенной),
лимонно-жёлтому (где ты, Рокуэлл Кент?) закату, который цветёт почему-то не на небе,
а совсем наоборот - под ногами. Голова слегка кружилась от этого природного самоуправства:
а нам говорили, что Земля - круглая, а небо - синее. Как бы не так…"
Эти слова написала о живописи Сергея Емеца поклонница его творчества Ольга Александрова.
"Ещё нам говорили, что квадрат... простите, прямоугольник есть оптимальная форма для живописного полотна.
Емец, конечно, далеко не первым из художников понял, что в прямоугольнике жить тесно.
Правда, рвать в клочья традицию он не стал: совместил дизайнерский подход к живописи
(чтобы украшала) с подходом картина-не-для-интерьера. Форма у него стала частью содержания.
Кто захочет - может любоваться причудливыми, почти ювелирными силуэтами его картин:
полукруглыми, овальными, треугольными... А кто-то сочтёт, что Емец старается уйти от оформительства,
а его "Шкура медведя" (она же - "Карта Камчатки") - большой северный пейзаж,
немножко отдающий сюрреализмом.
На самом деле Емец ничего не изобретал. Он просто отсёк все лишнее
от сумеречной реальности зачарованной тайги. В "дыры" на его полотнах очень хочется заглянуть.
Буратино, помнится, тоже порывался залезть в нарисованный очаг.
Там, за плоскостью, если помните, обнаружилась дверца... Емец знает, как открыть эту дверь…"
"Камчатские впечатления"
Выставкой Сергея Емеца "Камчатские впечатления" 10 апреля в Камчатском областном
художественном музее открылся краевой фестиваль искусств "Камчатская весна-2008".
На выставке играл скрипач Лев Зиневич, выступили танцоры-аборигены,
тёплые слова сказали местные коллеги художника.